«ЦВЕТ ПОКОЛЕНИЯ»

«ЦВЕТ ПОКОЛЕНИЯ»

Андрей Новиков-Ланской

Андрей Новиков-Ланской

Писатель, поэт, литературовед, педагог, автор исследований в области культурной антропологии. Председатель Общественной палаты деятелей культуры и искусства

Василий Попов. Мои «шестидесятники». Фотокнига. – М.: Библио TV, 2021

Отличие фотокниги от альбома с фотографиями в том, что это именно книга. Не собрание пестрых снимков, а единое целостное высказывание. В нашем случае визуальные образы соединены с текстами: фотохудожник Василий Попов сотрудничает здесь со своим отцом, писателем Евгением Поповым. Отец в представлении не нуждается, но и сын, будучи сравнительно молодым человеком, достиг немалого. Он – уже достаточно известный фотограф, выпускник журфака МГУ, участник групповых и персональных выставок, лауреат профессиональных премий, работавший со многими качественными журналами, агентствами AFP, Getty Images, соавтор книги «Духовный путеводитель по России», изданной в Будапеште.

Книга о шестидесятниках родилась по итогам большого проекта, выполненного для журнала «Сноб». Это удивительное поколение, почти уже ушедшее, - и большая удача, что Василию Попову удалось застать и заснять многих его узнаваемых представителей. А Евгению Попову удалось очень сжато – что в данном случае особенно трудно – дать им свою оценку.

Вот Юз Алешковский – мы привыкли к его иронии и озорству, но фотограф увидел его строгим, требовательным. Здесь у него спортивный моложавый образ, хотя ему на момент съемок хорошо за восемьдесят. А вот Эрик Булатов – изысканный художник, и снимки под стать ему изысканны, с нарочитым построением кадра. Владимир Войнович здесь смеется, как и смеется и пес у него на руках – как будто он единственный из героев книги, кто доволен жизнью. С Евгением Евтушенко никогда не знаешь, позирует ли он так артистично или фотографу действительно удалось поймать случайный, но законченный образ - будь то философичная задумчивость, счастье или отчаяние.

График Борис Жутовский был знаменит своим обаянием, и это видно на снимках.   Недаром столько десятилетий был всеобщим любимцем, разве что Никита Хрущев его невзлюбил за творчество. Еще один художник – Борис Мессерер – «король богемы, признанный арбитр мод и вкусов», как пишет о нем его друг Евгений Попов. Нельзя не привести чудесную цитату, сопровождающую раздел о Мессерере: «Безвкусие – это навсегда. Если человек в конце концов не задумается над главными вопросами современности – как стать элегантным, изящным, воспитать в себе хороший вкус и тем самым сохранить в отпущенные тебе Господом сроки душу живу – ему конец».

Фазиль Искандер в книге – глубокий, мудрый. Впрочем, как и всегда, и везде. Как и режиссер Отар Иоселиани, другой кавказец-европеец. Вот что он говорит: «Аристократизм это ведь не в крови, это не родовое, это не от воспитания, не от происхождения. Любой крестьянин может быть аристократом». Точнее не скажешь.

Великий театральный режиссер Юрий Любимов – прежде всего, артист. Что ни жест, то событие. Что ни взгляд – то внутренний монолог. Его противоположность – Витторио Страда, сдержанный, замкнутый. Это был главный итальянский славист, европейский профессор большого академического стиля. Как говорится, «old school». И для сравнения – ученый-филолог советского стиля, тоже большого, – Мариетта Чудакова.

Одиннадцать значительных имен, во многом олицетворяющих целую культурную эпоху. Почему же не двенадцать? – как на циферблате, в календаре, в Евангелии. Потому что двенадцатый – Евгений Попов, пришедший в русскую литературу уже в семидесятые, но бывший свидетелем эпохи шестидесятых и близко знавший ее кумиров. Тем ценнее возможность сравнить его взгляд на героев книги с тем, как их увидел фотограф, человек другого поколения и другого искусства.

Книга издана в подарочном исполнении, в твердом переплете. Все фотографии – цветные.


Василий Попов. Мои «шестидесятники». Фотокнига. – М.: Библио TV, 2021

Корзина0 позиций