ЕКАТЕРИНА ЛОШАКОВА


Екатерина Лошакова студентка Литературного института им. М. Горького (семинар прозы М.М. Попова). Тексты печатались в журналах «Литературные знакомства», «Серебряные сверчки». Родилась и живёт в Москве.

 

 

В поисках удачи и счастья 

(О прозе Альберта Лиханова)

 

Из детства, ни о чем не тревожась, я окончательно

переезжал в юность – иную часть бытия. Из одного

состояния я переходил в состояние совсем другое.

Альберт Лиханов. «Оглянись на повороте,

или Хроника забытого времени».

     

1953 год. Свердловск. Пока ещё неизвестный, чужой город встречает юношу, рвущегося поступить в государственный университет имени Горького. Встречают, мягко говоря, не очень-то и дружелюбно, был бы кто-нибудь другой на месте смелого юноши, например, я, взяла бы чемодан (первый попавшийся, если быть до конца честной) и попросилась обратно в поезд. К счастью, главный герой не такой трус.

Каждый будет бояться, трепетать, грызть ногти, локти, да что угодно, главное – унять эту надоедающую, сидящую между рёбрами дрожь. Все-таки поступление, самостоятельная жизнь – ответственные штуки, хочу вам сказать.

Как бы не так! Удача сопутствует будущему журналисту. А талант и смелость активно ей помогают, ну или наоборот, решайте сами.

Спустя 64 года. Москва. Родной город трусливой девочки, сидящей в школе на уроке биологии, тихо листающей журнал (или пытающейся делать это бесшумно) «Путеводная звезда» под партой, сначала на коленях, потом, до конца обнаглев, на самом столе.

– Смотри! – тыкает трусиха пальцем в глянцевые страницы журнала, желая удивить соседку. – Главный герой тоже идёт в университет имени Горького! Как и я! Только город другой.

– Да-да, – бубнит одноклассница, делая конспект параграфа. Какой может быть параграф, когда такое творится. Такое!

Трусиха невольно ставит себя на место главного героя – будущего студента, да почему же невольно, очень даже вольно и осознанно. Конец 11 класса, скоро все будут бегать по приемным комиссиям, писать вступительные экзамены, искать себя в долгожданных списках даже через сто лет. Возможно, процесс как-то поменяется, но суть останется прежней, а тут какие-то 64 года – сущая ерунда. Многие через это пройдут или уже прошли. Первые могут набраться опыта, а вторые – вспомнить те волнительные часы.

Роман в повестях «Оглянись на повороте, или Хроника забытого времени» Альберта Лиханова рассказывает о послевоенном периоде. Это интересно, иногда смешно и беззаботно. Когда я, ошарашенная, побежала рассказывать про макароны в чайнике и «бесплатных» поездках на транспорте, моя бабушка лишь улыбнулась, выдохнув: «Эх, хорошо тогда было!». Чайник меня шокировал больше всего, честно, это гениально. А тётя Дуся и у нас в школьной столовой есть. Иногда, если видит, что кто-то из нас грустный, сонный или ещё с какой бедой пришёл в столовую – держитесь, заставить съесть абсолютно все, даст добавки и, если не прозвенит звонок, протянет яблоко с компотом. Уйдёшь счастливым и сытым, тут другого выхода нет. Она лишь смеётся и отмахивается на твоё заявление: «Художник должен быть голодным».

Но ещё удивительнее было наблюдать за талантливыми ребятами. За их ростом в искусстве журналистики (и не только!). Как они не позволяли себе даже думать о дальнейшей жизни (может, боялись её?), не хотели заглядывать далеко, сдать бы старославянский на четверку – какое там будущее?

А оно их не боялось, с некоторыми подружилось, взяло за руки и приказало идти по этой дороге уверенно, быть счастливыми, а особо ловкие и хитрые тряслись на буфере троллейбуса, поглядывая на остановках, нет ли там «ловцов».

А можно ли про любовь? Конечно, чего спрашиваете? Как это чувство может вообще кого-то обойти стороной? А тут – творческие люди. Мне всегда казалось: прозаиков, поэтов, художников и всех других, кто связал свою жизнь с искусством, любовь бьет в разы сильнее. И тут не угадаешь – будет ли это приятным похлопыванием по плечу или ударом кулака в челюсть. «И тут врывается любовь!» – потому что по-другому она не умеет. Вырывает дверь с петель, принимается рушить все, что видит, потом хватается за голову, вскрикивает: «Ой, что же я наделала?» Убирается, чинит, ставит дверь на место, а потом – бац – и все опять заново. И зачем наводила порядок?

А какой «оптимальный» возраст для любви? Знаете… когда бы она не пришла – это самый нужный и одновременно неподходящий момент жизни. И как у неё только это выходи

И как у неё только это выходит? Но если любовь вас «посетила» – держитесь за поручни, стоящего рядом человека или за что сможете. Но держитесь крепко, иначе пропадёте.

Роман Альберт Лиханов «Оглянись на повороте, или Хроника забытого времени» помогает понять: человек, прикладывающий усилия для осуществления своей мечты – добивается многого. Герман сказал, как я думаю, очень важную вещь: «И все у вас получится, как вы захотите. Только надо захотеть». Осознать это в раннем возрасте – удача и счастье.

Главное – захотеть. И судьба, как вахтерша Изергиль, однажды даст вам ключи от комнаты, где будут лежать ответы на экзамен.


Непрерывный цикл Глеба Мехеда

(О прозе Глеба Мехеда)


Жизнь – это то, с чем приходится сталкиваться всем нам. Лицом к лицу. Или… не совсем лицу. Она любит ставить подножки, дёргать за уши, а потом ещё и смеется противным квакающим: «Квуар».

В стихах с «двоемирием» (разлад между миром мечты и действительностью), которое так любят пихать в пробные варианты ЕГЭ по литературе. И как они не понимают! Все произведения многослойны! Жизнь – море (бушующее, естественно). Но эта лягушка с короной, величаво сидящая на кувшинке в центре, заставляет задуматься: все не так просто.

Так, кого тут надо поцеловать и в кого кинуть стрелу?

Но эта противная зелено-жёлтая королева – быстрая, скользкая и хитрая. Попробуй её поймать. А те, у кого вышло схватить её на пару секунд, теперь сидят и пишут книги с громким названием – «Мой      путь к успеху». Ну и пусть пишут. А мы пока почитаем что-то действительно стоящее. Глеб Мехед в сборнике рассказов «Непрерывный цикл» рисует жизнь людей. С проблемами, переживаниями и печалями. Каждый герой стремится поймать лягушку, прыгает по торчащим из болота скользким камням, покрытым непонятной слизью, спотыкается, соскакивает, «шмякается» прямо в противную дурнопахнущую зеленую лужу. Пытается схватить что-то или кого-то, чтобы выбраться, но ловит одно – воздух.

Он медленно проваливается. Все дальше и дальше – когда будет конец?

Но! По этим же камням приходит девушка, издалека напоминающая ту самую «жизнь» с короной на голове, хватает тонущего тонкими руками.

Спасает.

Ругается уже не таким противным кваканьем: «Один раз тебе подножку поставить и все – в омут с головой, дурак что ли?»

Глеб берет истории «разрушенных» людей, показывая нам несколько концовок – где человек продолжает «разбирать» себя кирпичик за кирпичиком, отказываясь от руки, протянутой ему лягушкой, и ту, где герой падает, ударяется коленкой (и даже зелёнкой никто ничего не нарисует на ране кривой цветочек!), но продолжает прыгать по камням, пытается найти своё прекрасное, пускай даже бушующее море.

А какой путь выбираете вы?


Отважный погонщик слов

(О стихах Евгения Волкова)


Игра слов всегда заставляла меня радостно вздыхать, учить эту мелодию наизусть, проигрывать в голове, искать ещё и ещё в книгах, социальных сетях, зелёных облупленных подъездах, серых (немного ржавых) гаражах. Выискивать их в неизвестных символах на стенах домов, где надо понять смысл написанного прямо сейчас, в сию же минуту, иначе завтра уже коммунальщики сделают свою работу, прикажут замазать (возможно, великое!) словосочетание разноцветных букв краской, отличающийся от цвета самого здания. Как бы давая понять каждому прохожему: здесь было то, чего вам больше никогда не увидеть. А потом придёт какой-нибудь мальчик из пятого класса и напишет самое обычное: «Вася – дурак «. Ну и как с этим жить?

Но! Недаром говорят: если ищешь, то всегда найдёшь. И я нашла. Мне, правда, помогли в этом нелегком деле – поиске, ну и ладно. Главное результат.

В моих руках – небольшая книга. Евгений Волков. Опускаем взгляд. Стихи. И на время можно отложить поиски этих коварно-прячущихся неизвестно где слов. Все есть в аккуратной серой книге с чёрными буквами на обложке. Интересная, забавная, иногда даже странная (но не менее привлекательная) игра слов невольно приподнимает уголки губ читателя:

шагание я тебя шугану

потому что я с севера что ли….

Почти полное отсутствие знаков препинания позволяет нам самим расставить акценты в стихах, обозначить то, что по-нашему мнению важно, а поэтому каждый раз читатель может совершенно по-разному прочесть строки. Кажется, все заглавные буквы украла обложка, но это даже к лучшему: стихотворения читаются легко, воздушно, а сами произведения смотрятся как единое целое.

После каждой страницы хочется охнуть, возмутиться: «Как же я сам до этого не додумался!». Возмущённый, но восхищенный жалуешься, ноешь: украли у тебя с языка эту фразу, отняли леденец у младенца, из головы вытащили крутящуюся юлой мысль, напечатали в аккуратной серой книге с чёрными буквами на обложке. А потом тихо радуешься, с самого начала открываешь книгу, принимаешься читать заново:

я хочу быть погонщиком рыб –

и забыть ненавистное имя…

 

Три взгляда на «Мыс Рока»

(О прозе Анны Поповой)


Первый взгляд

Чем же заняться, когда на улице жутко холодная, жаркая, ленивая погода (а может, и сами вы устали напряженно трудиться)? Что делать, когда наступили каникулы, отпуск, пенсия или вечер пятницы? Правильно! Сериалы! Для каждого можно найти что-то по душе, после чего человек будет ждать ещё одну заветную цифру в календаре – день выхода новой серии, сезона (помимо дня рождения, а если его вы не ждёте, то можно полностью сконцентрироваться на сериале! Ура!).

Но что мы знаем о них самих? Сериалы беспощадно, но незаметно ворвались в нашу жизнь, перевернули все, притащили с собой самодельный трон и уселись на него прямо в центре нашей головы, тихонько выгоняя из неё фильмы, подгоняя их веником, аргументируя это наличием пыли. И непонятно: как это получилось, а самое главное – когда?

Лучше всех ответит на эти вопросы человек, живущий в этой среде, прикладывающий свои силы на её реализацию. Именно с ответов  начинается сборник  прозы «Мыс Рока» молодой московской писательницы Анны Поповой. А подкрепляются размышления автора интервью с профессионалами.

И вот, когда читатель погрузился в искусство, узнал его основы, можно отложить теорию и насладиться миром кино. И не только! В разделе рецензий можно ознакомиться даже со спектаклями. А после, найдя фильм, спектакль по душе, насладиться его просмотром (и не жалеть на середине представления о зря потраченном времени).


Второй взгляд

Многие (если не все) идеи для кино, как мне кажется, берутся из реальной жизни. Но она – не фильм, сериал, книга. В ней сложно что-то изменить, вычеркнуть, сжечь. В этой «неизменяемой» категории жизни несправедливость занимает одно из первых мест. Ей вручают букет аллергичных цветов уже который год, шея несправедливости не выдерживает от кучи медалей. Но она будет терпеть, ждать новых соревнований, побеждать. Автор делится с нами историями из своей жизни во второй части – «Многоликая Москва».


Третий взгляд

Проза. В школе, после прочитанного романа, рассказа, повести заставляют писать такое надоевшее, сидящее комом в горле сочинение на тему «смысл названия произведения». Хотя гораздо интереснее думать об этом, размышлять перед прочтением, строить догадки. И писатель нам даёт эту возможность, называя свою книгу «Мыс Рока», а затем, в середине, автор показывает читателю само произведение с одноименным названием. И мы подтверждаем или опровергаем свои догадки.

Проза с неожиданным финалом, книга с интересными мыслями, удивительными фактами. Читатель буквально погружается в мир кино. Прихватите с собой баллон с кислородом.



Корзина0 позиций