ПОЛИНА НИКИФОРОВА


Полина Сергеевна Никифорова (1998 г.р.) – магистрантка второго курса Вятского государственного университета, учитель русского языка и литературы в г. Белой Холуницы.

 

 

Путь к морю 

(О повести А. Кашуры «Мираморе»)


 

Сегодня часто появляются книги современных авторов на актуальные темы, волнующие юных читателей. Однако далеко не каждая книга может стать событием для человека, заслужить авторитет у юного читателя и стать предметом смыслового чтения.

Стоит отметить: связующее звено между художественным произведением и читателем – восприятие сюжета, героев, позиции автора. Читающий человек не только осмысливает текст, но и откликается на понимание главной проблемы. Он задаёт вопросы или отвечает на них, соглашается или спорит, сравнивает или даёт оценку, создаёт свои образы; у него могут возникнуть аналогии и ассоциации. «Своеобразие самого произведения, его содержания и формы, порождает потребность в интерпретации и обусловливает возможность разночтений».

Именно такой книгой – событием для учеников моего класса – стала повесть «Мираморе» (2021) Алёны Кашуры, победительницы Международного конкурса имени Петра Ершова, лауреата международной литературной премии им. В. Крапивина.

Повесть представляет собой встречу двух героев – дедушки Димы и Мирославы, которые отправляются в путешествие к морю, и на этой дороге преодолевают одиночество, становятся нужны друг другу, знакомятся с разными «другими людьми» и открывают счастье любви и взаимопомощи. Этот путь не был простым.

Те люди, разных возрастов, национальностей, социальных статусов, которых встречали герои на своём пути, спасали и помогали, утешали и радовали. «На дороге пересекаются в одной временной точке пространственные и временные пути много различнейших людей – представителей всех сословий, состояний, вероисповеданий, национальностей, возрастов. Здесь могут случайно встретиться те, кто нормально разъединён социальной иерархией и пространственной далью, здесь могут возникнуть любые контрасты, столкнуться и переплестись различные судьбы…».

Благодаря Лейле, управляющей дорожного кафе, у путешественников появился пёс Боцман. Эта юная женщина научит Миру хладнокровно и решительно действовать в критической ситуации, этот опыт помог Мире самой справиться с дедушкиным приступом астмы.

Благодаря встрече с Рузметом, Шурочкой и Тимуром герои понимают, что такое настоящая дружная семья, опора в жизни, гостеприимный дом, верные друзья.

Байкеры, которые внешне кажутся опасными и жестокими, оказываются «своими ребятами». Благодаря их помощи Мира с дедом оказались очень близко к морю и не попались полиции.

Отдыхающая на берегу моря Таня показала героям: «все люди братья». Она поделилась с путешественниками пищей и предложила ночлег, устроила для деда праздник с тортом и поздравлениями.

Конечная точка путешествия – море, сначала была мечтой деда Димы и напоминала сказку и волшебство.

Важно отметить: образ моря – сквозной мотив повести и даже включён в заглавие книги.

Море – символ свободы, простора, которого так часто не хватает в жизни.

На наш взгляд, стихия и энергия моря отражают внутренний мир деда, способного выразить боль души в игре на губной гармошке или преодолеть усталость и боль, в чём-то он остаётся мечтающим мальчишкой с жизненным опытом и нестареющей душой.

Много лет назад, поссорившись с дочерью, он выгнал её из дома.

С тех пор внутри него живут и обида, и злость, и чувство вины, которое «гложет» его сердце.

Дедушка живёт в «дед-доме», и это та скорлупа, которая противопоставлена бескрайнему морю: «Как получилось, что восемь десятков лет промелькнули будто один день? А он осуществил так мало своих желаний, но зато совершил кучу ошибок? Почему ещё вчера его тело было крепким и молодым, а сегодня кости трещат, словно сухие палки? И проклятый кашель не даёт дышать».

Море словно вселяет уверенность в возможность изменить жизнь, начать её по-новому.

И действительно, после путешествия герой обретает внутреннюю решимость и просит прощения у своей дочери.

Для Мирославы море стало символом воссоединения матери и дочери. Именно на побережье они обе осознали: нуждаются друг в друге и любят свою семью.

За этим видимым путешествием Миры и деда Димы скрывается внутренняя эволюция взаимоотношений героев с близкими им людьми.

Важное место в повести занимает мотив потери близкого человека, который берёт начало ещё в классической литературе XVIII–XIX веков.

В книге Алёны Кашуры мы видим: девочка Мира, которая всю жизнь мечтала о дедушке, теряет его: «Первые две недели в школе Мира пропустила – лежала в обнимку с фотографией дедушки. ˂…˃ Теперь Мира думала только о дедушке. Сколько он не успел сказать? Сколько сделать? Сколько не увидел?».

Мире трудно было пережить эту утрату.

Именно в этом подростковом возрасте она поняла, как важно в жизни помогать другим, не замыкаться в себе, идти на помощь и искать друзей.

В первую очередь, это общение с жителями интерната для пожилых людей, его называют «дед-домом», в котором долгое время жил дедушка Дима.

Она стала помогать старикам обрести «внуков и внучек», а одноклассникам – найти «бабушек и дедушек».

Повесть Алёны Кашуры «Мираморе» отличают яркие, индивидуальные и правдивые художественные образы, которые с первых страниц привлекают читателей.

Это взрослеющая, решительная и целеустремлённая Мирослава, которая не боится трудностей и всегда идёт вперёд; это трудолюбивый красавец Тимур, с которым можно «говорить, говорить, говорить» и бесконечно смотреть на «золотое море» пшеницы; это дружная семьи Яфаровых, которая «приняла Миру и дедушку как горячо любимых родственников»; это волшебная Дама с куриным богом, которая даёт подсказки в дороге к мечте; это Таня, которая любит проводить время на лоне природы и открыта миру; это пёс Боцман, одаривший путников дружбой и самостоятельно выбравший себе дом; это дедушка Дима, который говорит: «Я счастлив, потому что своими ногами иду к морю. И со мной – моя любимая внучка… В мои годы каждый день – подарок».

Повесть «Мираморе» – небольшая, однако она обладает яркими художественными достоинствами.

В первую очередь, в книге можно найти пути решения конфликтов между «отцами и детьми».

Во-вторых, читателю открывается история дружбы дедушки и внучки, обозначенная эпиграфом «любовь нужна старикам больше, чем хлеб» (Генри Драммонд).

Также мы обращаем внимание на пронзительную линию дружбы подростков, которые способны преодолевать расстояния и заслужить счастье понимания друг друга.

Книга содержит увлекательный авантюрный сюжет путешествия к морю с множеством испытаний, которые нужно преодолеть героям, что вызывает неподдельный интерес у читателей разных возрастов.

В финале книги – совершенно неожиданная развязка…

А в заключении хочется сказать: если Вам попала в руки повесть Алёны Кашуры «Мираморе», смело открывайте и читайте.

Корзина0 позиций