Сабина Мамедовастудентка 2-го курса направления «издательское дело» Тверского государственного университета. Живёт в Твери.

 

 

Хронофантастика как роман воспитания: случай Виктории Ледерман

 


Совсем недавно в российский прокат вышел фильм «Календарь Ма(й)я» – экранизация одноимённой повести Виктории Ледерман. Она рассчитана на средний школьный возраст, но её с удовольствием читают и люди постарше.

Книга была опубликована ещё в 2014 году и была тепло принята читателями, но выход полного метра вызвал новый всплеск интереса к оригиналу.

Сюжет произведения увлекателен, но не замысловат: шестиклассник Глеб Елизаров нацарапал дату на недавно обнаруженном археологами камне с загадочными письменами, и теперь он и двое других ребят вынуждены совершенно загадочным образом двигаться назад во времени. Практически всё повествование посвящено тому, как герои осмысливают случившееся и ищут выход из этой ситуации.

Как мы понимаем, сюжет совсем не нов – жанр хронофантастики известен давно – но в данной книге он получил новый взгляд. Если, например, в фильме «День сурка» главный герой оказывается «заперт» в одном дне до тех пор, пока морально не преобразится, то в «Календаре ма(й)я»герои перемещаются во времени назад: из 23-го числа в 22-ое и так далее, то есть их жизнь начинает течь в обратном порядке.

Главные герои в каком-то смысле архитипичны.

Глеб Елизаров – недавно переехавший в новый город шестиклассник, который живёт с отцом-военным. Его мама давно умерла, и мальчик не может принять новые отношения отца.

Юра Карасев – мальчик из профессорской семьи, умный, но не самостоятельный. Подвергается нападкам одноклассников из-за лишнего веса и неспособности дать сдачи. Дедушка Юры умирает, и тот винит себя в его смерти.

Лена Зюзина – замученная бытом девочка из многодетной, не совсем благополучной семьи (отец попал в тюрьму из-за финансовых махинаций).

У каждого из ребят свой жизненный опыт, свои проблемы, недостатки. На протяжении всего повествования мы видим, как меняются характеры героев, изгоев и эгоистов, под влиянием друг друга и общей беды. Они учатся признавать свои ошибки и не боятся попросить за них прощения, учатся не судить о человеке поверхностно, а попытаться узнать его поближе, учатся прощать, доверять другим и в первую очередь себе.

Отдельно стоит отметить язык и стиль повествования. Первоначально, если не знать год выхода книги, можно решить, что это советская повесть и действие происходит в том времени. Недаром детское жюри конкурса им. В. Крапивина удостоило её специальным призом, чувствуется некоторое сходство с творчеством Крапивина, Булычёва и ряда других авторов. По мере чтения, конечно, понимаешь, что действие происходит в современном мире: телефоны, планшеты и т.д., но несколько покоробило упоминание шестиклассниц на каблуках.

В какой-то степени, «Календарь ма(й)я» – это не просто фантастическое произведение, а самый настоящий роман воспитания. Он не перегружен нотациями и морализаторством, все выводы читатель делает из действий главных героев.

Корзина0 позиций