«ФИЛОСОФИЯ ПОЭЗИИ»

«ФИЛОСОФИЯ ПОЭЗИИ»

Константин Комаров

Константин Комаров

Русский поэт, литературовед, литературный критик

В.О. Кальпиди «Философия поэзии». – Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2019. – 512 с.

Размышления челябинского поэта, эссеиста, культуртрегера, создателя таких значимых для современной поэзии явлений, как Уральская поэтическая школа, Уральское поэтическое движение, Антология современной уральской поэзии и многих других, инициатора (в том числе, в тандеме с издателем Мариной Волковой) множества разнообразных литературных проектов («Галерея уральской литературы», «Русская поэтическая речь» и др.) Виталия Кальпиди не спутаешь ни с какими другими. Слог его отличается смелостью, броскостью, дерзостью, провокативностью, которая порой может показаться агрессивно-трикстерской, но неизменно несёт в себе мощный жизнетворческий ресурс: проще говоря, будит мысль, расшевеливает душу, подвигает на духовное усилие, ускоряет ментальное развитие поэтической личности.

Книга «Философия поэзии» Кальпиди убедительно и наглядно доказывает, что булка-таки может состоять из одного изюма и тесто для неё вовсе необязательно. Вкус, конечно, странноват, но объективную смысловую сытность этот изюмный брикет обеспечивает. Концентрированная афористичность (хоть и сам автор называет афоризмы «яблоками из папье-маше») кальпидиевского письма, а временами и вовсе нарочитая вычурность соразмерны причудливости метафорического мышления Кальпиди (как поэт он состоялся во многом в рамках метаметафоризма, дружил с Парщиковым, Ерёменко, Ждановым) и поэтому не вырождаются в мёртвую формульность, в механическое нанизывание и конвейерное продуцирование дефиниций.

Кальпиди никогда не довольствуется очевидным, он ищет невероятное, поэтому под замшелыми идиомами обнаруживает свежие смыслы, сводит патину и «хрестоматийный глянец» с любого устоявшегося стереотипа и шаблона, переворачивая его не только с ног на голову, но вообще вертя в самых удивительных геометрических проекциях. Не случайно Кальпиди не чужд занятиям 3D-архитектурой, что видно и по его поэтическим клипам, многие из которых наследуют «видеомам» Андрея Вознесенского. При всей заострённой провокативности выкладок, очевидно, что обескуражить читателя – не самоцель Кальпиди. Это мысли, а не измышления.

Читатель не подготовленный и не готовый меняться некоторые кальпидиевские пассажи может принять за прямое оскорбление. Но читателю, способному «поймать» непредсказуемую траекторию цитоплазматических волн суггестивного мышления Виталия Кальпиди, умеющему рационально «просканировать» иррациональное и наоборот – сокровища этой книги откроются в полном объёме.

Бескомпромиссность и отточенность формулировок может смущать (и ещё как смущает) и ослеплять, но и этому автор даёт убедительное обоснование: «Всегда надо говорить блестяще, потому что именно блеск произнесённой фразы способен подсветить изначальный сумрак любого смысла, скрытого в ней». Кальпиди метает сюрикены своих формул – сквозь читательское сознание – прямиком в ноосферу, но в сознании остаётся и долго не затихает бритвенный свист смысла.

«Философия поэзии» на многое открывает глаза в искусстве изящной словесности. И на многое – закрывает. Независимо от частных несогласий с автором (у меня, например, их набралось немало) нельзя не констатировать: эта книга пронизана мужественной беззаветностью, максимализмом и нежностью. Заслуживает уважения.


В.О. Кальпиди «Философия поэзии». – Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2019. – 512 с.

Корзина0 позиций