«СЛУЧАЙ КОНСОЛИДАЦИИ»

«СЛУЧАЙ КОНСОЛИДАЦИИ»

Роман Сенчин

Роман Сенчин

Русский прозаик, литературный критик. Лауреат премий Правительства РФ, «Большая книга», «Ясная Поляна», «Венец». Секретарь Союза писателей Москвы

Памятные события часто кажутся мне произошедшими недавно. Например, Первого сентября 1979 года – первый раз в первый класс. Гладиолусы у меня в руке, ранец за спиной, лица тех, с кем предстояло вместе учиться, песни из динамиков, погода… Очень живо всё, а задумаешься – прошло сорок с лишним лет, по сути, вся сознательная жизнь, но этот день горит очень ярко и кажется близким.

Таких дней и событий не очень много. Время как правило стирает их если не целиком, то эмоции, с которым они были восприняты. Одно из немногих событий, которое время не стерло – возбуждение уголовного дела против Владимира Сорокина. Часто я о нем, событии, вспоминаю и чувствую, как пробегают по телу мурашки.

Не в самом Сорокине тут причина, хотя считал и считаю его очень талантливым писателем. Да, пишет зачастую возмутительные, а порой отвратительные книги, но – талантливые. Причина в том, что то уголовное дело стало знаком вообще для людей пишущих: пиши да оглядывайся.

Одно дело, впрочем, тоже, наверное, не очень приемлемое, – ответственность журнала, издательства, которые решили произведение опубликовать, то есть – представить читателям, а другое – написавший. Художник, творец…

Позже будет создан Роскомнадзор, будут определены возрастные ограничения, книги с пометкой 18+ запаяны в полиэтилен, но тогда любую книгу любой человек мог в магазине взять в руки, открыть, прочесть там такое… А когда это было – «тогда»? Когда на Сорокина завели уголовное дело?

Заглянул в интернет и увидел – больше двадцати лет прошло. Неужели так много? А казалось, недавно совсем. Прошел мысленно эти двадцать лет – с лета 2002 года – и понял: да, много, многое за это время произошло, и очень сильно мы изменились. Если двадцать лет назад общество могло отстоять человека, которому угрожало или реальное, или условное лишение свободы, то теперь, скорее всего, нет.

И вспоминается мне не столько само возбуждение уголовного дела, сколько реакция тех, кто, в общем-то, должен был это дело приветствовать, присоединиться к хору: штрафовать, запретить, посадить. Но они поступили иначе, они, по сути, и спасли не только самого Сорокина, но и издательство, да и саму свободу художественного высказывания.

Напомню, что дело возбудили по статье 242 УК РФ (Незаконное распространение порнографических материалов или предметов). Если бы Владимира Сорокина признали виновным, ему грозило бы наказание в виде двух лет лишения свободы.

Эксперты пришли к выводу, что порнография есть, представители Союза писателей России определили, что Сорокин «не может считаться писателем». Всё шло к тому, что вот-вот будет суд с известным заранее исходом. И тут три писателя, которые для многих считались ярчайшими борцами с либерализмом в литературном (и не только литературном) мире, тоже члены Союза писателей России, выступили не то чтобы защитниками Владимира Сорокина, а… В общем, после их слов уголовное дело сникло, а через некоторое время и вовсе было закрыто. Книга «Голубое сало», из-за которой и началась эта история, по-прежнему общедоступна. Тихо-мирно стоит на полках книжных магазинов.

Хочу привести слова писателей, которые переломили ситуацию. Тем более, что их высказывания актуальны и сегодня. Может быть, сегодня во многом более актуальны, чем двадцать лет назад:

Александр Проханов:
Меня огорчил поступок моих коллег из Союза писателей России, которые по просьбе следствия приняли на экспертизу тексты Сорокина и нашли в них признаки порнографии. Мне кажется, мои товарищи совершили ошибку. Слишком болезненна для культуры память о писателях, погибших в застенках, хлебнувших горечи заточения или изгнания. Гумилев и Павел Васильев, Мандельштам и Заболоцкий, Солженицын и Синявский...
Я помню, как власть возбудила уголовное дело против меня и Владимира Бондаренко за публикацию интервью с Александром Зиновьевым, находившимся в ту пору в Германии. Текст беседы был послан следователями на экспертизу в Литературный институт, и наши товарищи, непредвзято оценив его, спасли нас от тюрьмы.
В сегодняшней российской культуре борются идеи, эстетики, ценности, подчас исключающие друг друга. Но пускай эта борьба, самая непримиримая и беспощадная, остается в рамках культуры и не переносится в тюремные камеры и железные клетки. Времена грядут темные, и бог знает, за кем придут конвоиры в глухой час русской ночи, кому из нас придется писать вторую часть "Записок из мертвого дома"».
Владимир Личутин:
Не дело государства судить уголовным судом писателей за их сочинения, какими бы они ни были. В том числе и за сочинения Владимира Сорокина. Мне чужда и даже отвратительна его проза. Но даже ему не желаю я уголовного преследования. Есть другие, если хотите, более цивилизованные способы взаимодействия общества и писателей.
Государство должно создавать такую нравственную атмосферу в обществе, при которой читатель рвался бы к иным, духовно значимым, книгам. В конце концов государство обязано вводить ту или иную нравственную цензуру и даже ограничивать писателя в его тяге к предельной свободе. В любом обществе предельной свободе самовыражения ставятся те или иные преграды. Но если наше государство само создало в обществе атмосферу тотального разрушения, само уничтожает достоинство нашего народа и каждого человека, то как оно может судить уголовным судом писателя за его произведения? За слова нельзя сажать человека в тюрьму. Ни Лимонова, ни Сорокина».
Владимир Бондаренко:
Представьте на миг, что Владимира Сорокина осудят, хотя бы условно. И все будут твердить, что именно Союз писателей России посадил его в тюрьму. Но не забывайте при этом, что "Идущие вместе" призывали к уничтожению книг не только Сорокина, но и Маркса. И если следующим претендентом в тюрьму окажется, к примеру, Владимир Бушин, то уже, допустим, ПЕН-клуб, потирая руки, выдаст требуемую экспертизу о наказуемости подобных текстов. Надо ли создавать такие опасные прецеденты?
Я осознанно обхожу вопрос о самой прозе Владимира Сорокина. Я, пожалуй, был первым, кто еще в 1991 году написал статью "Фекальная проза Сорокина Вовы". Почему-то тогда ни в Союзе писателей, ни в прокуратуре никакого шума вокруг его первых книг не было. Сорокину надо было впервые поднять социальную тему в романе "Лед" (кстати, самом невинном с цензурной точки зрения), обрисовать злодейство рыжего вице-премьера, разочароваться в своей "фекальности", попробовать написать роман, "где на первом месте не форма, а содержание", и даже заговорить о Боге, чтобы вызвать объединенный протест чиновников из правительства и Союза писателей России.
Вот это меня и возмутило. Нашим Союзом писателей умело воспользовались, понимая абсолютную чуждость творений Сорокина традициям русской литературы, и ударили нашим молотком по гвоздю, забивая его в черепушку бедного литератора. Но кто бил? И главное – зачем бил? Неужто сам Чубайс дал распоряжение? И к какому писательскому черепу приставят следующий гвоздь?
Я категорически против уголовного дела, заведенного на Сорокина, и по нравственным, если на то пошло, мотивам. Не дело русскому писателю быть в роли палача или прокурора. Писатель должен понять и проститутку, разглядев в ней Сонечку Мармеладову, и убийцу старушек, прозревая мировую драму Раскольникова, и даже "порнографа" Владимира Сорокина, как некое зеркало либеральной революции, зеркало российской демократии. И его отказ от циничной игры со словом, его нынешний уход от собственной грязи, его надежда на ребенка, спасающего в итоге человечество в романе "Лед", - это признание тотального поражения либералов. Поэтому рассерженные либералы его и судят. Но зачем нам участвовать в их циничных играх?»
В последние месяцы охота на произведения художественной литературы возобновилась с новой силой. И статей для запрещения произведений и преследования их создателей стало больше, и срока предусмотрены длиннее. Теоретически (пока еще, слава богу, теоретически) можно поплатиться и за книжку, в которой супруги неверны друг другу. «Тихий Дон» предлагают проверить на нравственность.

И теперь уже не только общественные движения, но и сами литераторы выискивают у коллег по цеху крамолу, следят, как те реагируют на известные события. Например, один поэт, ставший известным благодаря публикациям в «либеральных» журналах, отслеживает афиши московских театров. Не так давно он увидел новость о спектакле, в котором звучат стихи современных поэтов, среди которых есть и те, что не разделяют его точку зрения на происходящее в стране и окрестностях. Поэт написал куда следует – и постановку отменили. Как и не было.

И подобного нынче много. Случай консолидации писателей, произошедший осенью 2002 года, вряд ли повторится. К сожалению, скорее будет наоборот. Многим художникам слова очень хочется карать.


Материал подготовлен в рамках проекта "#Академия: премия литературных критиков и менторская программа поддержки молодых писателей" при поддержке Фонда президентских грантов.

Корзина0 позиций