«УСЛЫШАВШАЯ КОЛОКОЛЬЧИК ЧУЖОЙ БЕДЫ»
«УСЛЫШАВШАЯ КОЛОКОЛЬЧИК ЧУЖОЙ БЕДЫ»
Варвара Рязанцева – прозаик, для которого философская и духовная составляющие нашего бытия – важнейшие. И ещё. Она постоянно чутко прислушивается к тому самому колокольчику, о котором вспоминал Антон Павлович Чехов, – напоминающему нам, грешным, погружённым в собственные переживания, о всех бедных и страждущих вокруг нас, кого мы можем в суете и не заметить.
Три повести из сборника «Усталая река» – «Три девицы под окном», «Аферистка» и «Находка» - это захватывающие истории наших современниц, убеждающие, как трудно стать счастливым в ХХI веке – ни внешняя красота, ни большие деньги, ни любовь близких не могут порой дать нам ощущение той полноты бытия, которые приносят лишь глубокая вера, требующая полного самоотречения, и погружение в усталые от нашего недоверия, но вечные воды культуры.
В этом плане весьма показателен финал повести «Находка»: «Она уже знала, какой будет её новая жизнь – осмысленной и счастливой, с любимой работой, дружной семьёй, умными, читающими книги детьми и непоколебимой Верой в МИЛОСЕРДИЕ БОЖЬЕ…»
Книгу открывает повесть «Три девицы под окном», представляющая нам три женских судьбы, каждая из которых по-своему несчастна. Прозаик предпосылает основному тексту посвящение и эпиграф. Повесть посвящается «Всем, чья любовь – безнадежда…».
Александр Блок когда-то утверждал: только влюблённый достоин звания человека. Писатель Варвара Рязанцева показывает: животная, неодухотворенная, собственническая любовь толкает её героинь на страшные поступки в борьбе за любимого человека, что, естественно, кончается для них полным крахом.
Автор этой книги – судя по всему, эрудит и энциклопедист. Это позволяет писательнице предпосылать своим повестям и книге в целом мастерски подобранные эпиграфы из стихов А.Ч. Суинберна (именно из его поэзии заимствован выразительный образ «усталой реки») или Г. Гессе.
Прозаик прибегает к приёму потока сознания – мы слышим мысли каждой из героинь. Перед нами три сильных характера, их объединяет любовь к одному и тому же человеку, и никому из них она, даже став взаимной, не приносит счастья.
Рязанцева показывает, насколько современный человек погружён в море массовой культуры: её героиня Марина, «высокая, статная, крупнокостная», чье «ладно сколоченное тело… при любых физических действиях наливалось весёлой силой», думает и чувствует именно то, что поёт «надрывным голосом» Кристина Орбакайте».
И взбалмошная, способная на преступление из-за пережитых унижений Марина, вложившая силу и душу в ресторанный бизнес любимого человека, и невезучая мечтательница Ольга, придумавшая себе роковую любовь и ставшая её жертвой, и философ, вскоре ставшая доктором наук Ксения, самая старшая, образованная и мудрая из этой троицы, – все они проходят через испытания любовью.
И лишь Ксения их достойно выдерживает, помогая всем вокруг, отказываясь от постельных радостей после измены любимого, удочеряя оказавшегося никому не нужным ребёнка – ещё одну безвинную жертву чужих любовных страстей.
Интересно: три повести Варвары Рязанцевой из этой книги по-настоящему остросюжетны и даже в какой-то степени авантюрны. В них есть все составляющие беллетристики – путешествия в экзотические страны, редкая красота героинь, неожиданные таинственные смерти персонажей. Но настоящей литературой их делают духовные поиски героев: богатый и красивый, окружённый влюбленными в него женщинами Никита отправляется в Индию, потому что понимает: жизнь, которую он вел десятилетиями, пуста без подлинного идеала и понимания её скрытого смысла.
А есть ли границы состраданию? Может ли оно сломать жизнь человеку, не умеющему отделить подлинное от мнимого? Варвара Рязанцева в повести-предупреждении «Аферистка» показывает – может.
Только человек, в своё время работавший в детской комнате милиции и сталкивавшийся с изуродованными судьбами несчастных детей пьющих и равнодушных к ним псевдородителей, мог написать такое произведение. Героиня повести Надя Кручинина сострадает всем и всегда, и мы видим, как ею умело манипулирует безжалостная и жадная аферистка Валентина Ланцова.
Как часто таких профессиональных «страдальцев» мы видим в вагонах электричек и метро? Щедрые и жалостливые русские люди, даже подозревая обман, всё-таки продолжают поддерживать их. К чему приводит подобное сострадание показывает прозаик. Разбита и сломана, обессмыслена вся жизнь добрейшей Нади, потерявшей в финале всё – и любимого человека, и усыновлённого ребенка, благодаря «заботе» родной матери оказавшегося подростком за решёткой.
В повести «Находка» в центре вновь женская судьба: провинциальная красавица Елена Чарикова, невеста известного футболиста, становится жертвой журналиста Остудина, опозорившего «королеву красоты Подмосковья» убийственной публикацией-разоблачением, лишившей ее и возлюбленного, и будущей карьеры модели.
Как всегда, симпатии автора не на стороне самоупоенного «медийного лица», а на стороне жертвы – растерявшейся, забывшей даже то немногое, что, казалось, знала и помнила с детства.
Отправившаяся на престижный курорт после трагедии Елена находит чужую рукопись, которая в дальнейшем спасает её от пережитого позора. Писательница показывает нам: мы живем в мире мнимостей, имиджмейкеров, имиджей. Опытный человек, неделю поработав с взятой из толпы девушкой, может сделать из нее интеллектуалку, удивляющую журналистов эрудицией. Да, бессмертен «Пигмалион» Бернарда Шоу! Но чужие одежды и заимствованная у незнакомки слава не приносят Елене счастья: каждому из нас необходимо проживать собственную жизнь… И понимание этого, пришедшее к Елене внезапно, толкает её на самоубийство. Но чужая преданная любовь нищего скромного человека другой культуры спасает запутавшуюся девушку, и она решает начать новую жизнь.
Варвара Рязанцева хорошо помнит: один из самых больших грехов в православии – уныние, и поэтому финалы её замечательных повестей дарят нам надежду.
Опираясь душой на Господа, не забывая о культуре – отечественной и мировой, мы можем найти в себе силы выйти обновленными из самых трудных жизненных обстоятельств. Эта вера автора благодаря его таланту передаётся тем, кто познакомится со сборником повестей «Усталая река», за что, думаю, внимательный и мудрый читатель будет весьма благодарен прозаику Варваре Рязанцевой.