«ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ ПО ОЛЬГЕ ШЕВЧУК»
«ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ ПО ОЛЬГЕ ШЕВЧУК»
Ольга Шевчук «Огненный обруч». Рассказы, повесть. – М.: У Никитских ворот, 2020. – 260 с. (Серия «101 прозаик ХХI века).
«Огненный обруч»? Странное название. Но, наверное, московская писательница Ольга Шевчук, окончившая Высшие литературные курсы при Литинституте им. М. Горького, начинавшая со стихов, автор нескольких поэтических сборников, дала его новой книге прозы отнюдь не только потому, что его внезапно почувствовали на своих головах молодые охранники секретного объекта, где происходит испытание таинственного оружия (фантастическая новелла «Огненный обруч»).
Огненный обруч нравственных мук и болезненных этических вопросов терзает души почти всех героев писательницы, в какую бы эпоху они ни жили и к какому бы поколению ни принадлежали.
Безжалостные подростки, бездумно издевающиеся над мягким и деликатным учителем биологии, бывшим фронтовиком, приходящим на уроки из последних сил на железных протезах (рассказ «Школьный учитель»).
Деревенские алкаши, из зависти поджигающие только что отстроенный дом русских беженцев из Средней Азии, пытающихся наладить жизнь на исторической родине (рассказ «О красном петухе»). Эта новелла помогает нам, сегодняшним москвичам, понять, как отличается менталитет жителей аула, кишлака или города в Средней Азии с его мудрым многовековым культом поддержки попавшего в беду соседа от менталитета сегодняшнего рядового россиянина – как москвича, так и сельчанина, равнодушного ко всему, кроме собственных бед, измученного многочисленными перестройками, реформами и экономическими кризисами. И приезжающие в Москву многочисленные молодые гастербайтеры из восточных республик, ещё по инерции уступающие места пожилым людям в общественном транспорте, увы, довольно быстро заражаются этим равнодушием.
Прорицатель Аристандр, разочаровавший Александра Македонского, соперничающего с самим Зевсом и утратившего самые главные человеческие чувства – доброту, жалость, благодарность (историческая новелла «Аристандр, прорицатель Александра Македонского»), и старающийся спасти и предупредить окружающих его людей.
Главный жрец народности майя, обрекающий на гибель крошечных новорождённых детей и сам погибающий от мстительного удара молодого отца (исторический рассказ «Река Очищения»).
Монах, которому открылось печальное будущее Византии, вызвавший ненависть настоятеля и вынужденный спасаться бегством из родной обители (историческая новелла «Откровение Божией Матери»), но мучительно пытающийся найти выход и спасти свою родину, обречённую на разрушение и опустошение.
Шаман, не побоявшийся предсказать могущественному хану Узбеку печальное будущее его империи (исторический рассказ «Просьба шамана») и погибающий, благословляя того, кто должен прийти на его место. Да, эпиграфом к их трагическим судьбам могут стать мудрые строки Владимира Высоцкого: «Очевидцев, как и ясновидцев, во все века сжигали на кострах».
Но что же объединяет столь непохожих персонажей, воссозданных в бытовом и историческом контексте разных эпох профессиональным и неравнодушны пером талантливой писательницы? Нравственный закон для всех этих людей – не пустой звук. Они утверждают приоритет этических постулатов перед личной выгодой, обогащением, выгодной ложью. Умение смотреть в глаза Истине, думать о других людях – вот какие качества ценит автор в своих героях, в какую бы сложную эпоху им ни довелось жить.
Повесть «Большие звёзды» рассказывает о повседневном бытии военных городков, офицеров, которых служба и отсутствие связей в Генеральном штабе или Министерстве обороны заставляли колесить по нашей тогда огромной стране.
Непридуманные, точно подмеченные детали (отцовские портянки здесь заменяли малышу пелёнки) убеждают – этот трудный быт описан человеком, переживавшим подобные перипетии. Выразительно рисует писательница удручающий пейзаж этого забытого Богом уголка: «Кизил-Чия с точки зрения мало-мальски лесного человека была совершенно лысой. Похожая на черепаший панцирь земля; кое-где на ней очаги песка, словно стригущий лишай; побелевшие проволочки верблюжьей колючки; купольно-мавзолейное по окраске небо с перекати-поле – солнцем, да разве что ещё пыль, от которой нет спасу, – вот и все, на что напарывался взгляд, оторвавшись от кирпичного ребра забора, прикрывавшего внутренности военного городка».
О жизни детей и жён военных, о тщательно замалчиваемых бунтах, конфликтах и волнениях в забытых Богом, далёких от центра крохотных среднеазиатских городках на краю советской империи Ольга Шевчук знает не понаслышке. Повседневная борьба за мужей-офицеров продолжалась и здесь: «Послевоенных хищниц-одиночек было, что сонной рыбы в проруби; в связистки, санитарки и продавщицы при воинских частях с прекрасной перспективой прорваться в офицерские жены дамы ломились яростнее, чем рвался народ ещё в царские времена, по большим праздникам, за дармовыми червонцами на Дворцовой площади, - в этой давке не стеснялись разлепёшить и ближнего».
Писательница не хочет лукавить. Увы! – далеко не всегда во время вооружённых столкновений вчерашних заключённых с охраняющими их милиционерами побеждали Добро и Справедливость. Чаще всего гибли и страдали ни в чём не повинные люди и даже звери (собаки, кошки – их тоже встретишь среди героев писательницы), а осторожные прохиндеи и на чужой беде умело грели руки и делали карьеру. А озверевшая толпа во все века разрушала и громила, убивала и карала без всякого разбору.
Но, будучи честным и пристрастным летописцем неизвестных эпизодов истории несуществующей сегодня советской страны, московская писательница среднего поколения Ольга Шевчук, обращаясь к читателям, стремится к одному – пробудить в душах читателей добрые чувства.
Не пнуть лишний раз наше общее прошлое, «нищебродов» «гомо советикус», а доказать, что в любое время были порядочные, добрые, самоотверженные люди, для которых честное имя и благородное, бескорыстное служение близким и дальним было нормой повседневного поведения.
И эта достойная традиция не должна прерваться даже ХХI веке – в эпоху строительства капитализма с человеческим лицом.