В Доме Лосева открылась выставка современного христианского искусства
В Доме Лосева открылась выставка современного христианского искусства
Общегородскую акцию Ночь музеев в Доме Лосева открыла презентация выставки картин Петра Григорьева и Екатерины Кудрявцевой«Философия современного христианского искусства».
Своего первого ангела Пётр Григорьев написал в 1994 году, а в 1997 году у стен строящегося в центре Москвы Храма Христа Спасителя он сделал большеформатную деревянную инсталляцию «Вертеп» для украшения городского пространства. В Рождественские дни её установили рядом с собором. Устанавливая «Вертеп» у Храма Христа Спасителя,
Пётр мечтал поучаствовать в его росписи. И это состоялось!
Ангельские лики и религиозные сюжеты с середины 90-х годов в живописи Петра Григорьева стали главной темой творчества. Ангелы завораживают. Хочется вернуться в церковные стены, вне которых русские люди прошлых столетий не мыслили ни одно значительное событие в семье. Пётр создаёт «Ангела светлого света» (2009) с зерцалом и крестом в руках. Ангел открывается нам своим силуэтом, лёгким, воздушным, мерцающим колоритом. Сам золотисто-голубоватый тон волнует. Вскоре появляется в жёлто-красных тонах полотно «Ангел сидящий» (2011), изображающее любимого героя на условном камне с зерцалом в руках. Художник, тщательно прописывая композицию, мастерски выстраивает общую колористическую гамму произведения.
В 2021 году Григорьев написал большое полотно «Шестикрылый серафим» в сложной мерцающей, синевато-бордовой гамме, погружающей зрителя в поистине космическое пространство, в котором в чуть заметной голубой дымке парит монохромный грозный шестикрылый ангел. У серафима на круге-зерцале можно рассмотреть буквы-знаки I X – Иисус Христос. Погружённый в пространственную синеву серафим плывёт в загадочном, поистине духовном мареве, рождаемом наслоением красок. Картину можно долго рассматривать, открывая всё новые и новые детали и ощущения. Долгая работа над полотном отражает внутренние переживания автора.
Пётр нередко пишет этюды, небольшие картины. И здесь вновь мы видим всё тех же любимых художником героев его творчества: решённых в разном колорите «Ангела Рождества», «Деревенского ангела», «Ангела с зерцалом и крестом». Просуществовав в московском мире четверть века, заявивший о себе как одарённый портретист Пётр Григорьев предпочёл крылатых и бестелесных героев всем остальным. В ликах его просветлённых ангелов порой неуловимо проступают знакомые черты нежного облика любимой жены – Екатерины Кудрявцевой. Недаром дата женитьбы Петра указана в одном из его каталогов, очевидно, как событие, имеющее большое значение для духовного становления художника.
Этот талантливый творческий дуэт в течение многих лет уверенно звучит в отечественном искусстве.
Работы Екатерины Кудрявцевой вполне «традиционны»: это живая подлинная натура, подлинные ЖИВОПИСЬ и ГРАФИКА, сделанные с отличным профессиональным мастерством, со своим, очень индивидуальным живописным и графическим почерком. Кудрявцеву можно узнать по первому мазку. Она нашла удивительно оригинальную фактуру и масляной живописи, и пастели, и смешанной техники линогравюры с монотипией. Напряженные контрасты тона, цветовая гамма, иногда почти монохромная, холодно-зеленоватая в «лике» Апостола Павла, более напряженная по сочетанию цветов в Апостоле Петре, в Богоматери «Умиление», но никогда не буквально натуралистичная; свойственный только Кате, «добытый» ею приём – дробные мазки, мелкие «стрелки» более светлой краски по темному фону – придают масляной живописи звучание мозаики, привносят в них монументальность, рождая у зрителя совсем особое восприятие.
Любовь к природе и к людям, подлинное, бескорыстное творчество – не средство купли-продажи, карьеры и преуспевания, а непреодолимая потребность души… Как недостает их в современном ожесточенном мире, как насущно необходимы они современным людям, озлобленным, нервным, потерявшим себя в суете и погоне за деньгами…
Искусство Кати Кудрявцевой – самая острая, самая редкая сейчас, самая обращенная в будущее СОВРЕМЕННОСТЬ.
Из статей М.А. Чегодаевой и Л.У. Звонаревой «Современность Кати Кудрявцевой» и «Религиозная живопись Петра Григорьева»