Антон Азаренков

Антон Азаренков


Родился в 1992 г. в г.Рославль Смоленской области. Окончил филфак Смоленского государственного университета, преподает литературу и журналистику в родном вузе. Защитил кандидатскую диссертацию по творчеству Иосифа Бродского. Опубликован в журнале «Знамя» (№10 за 2018 г.). Автор книги стихов «***» (2017, лонг-лист Волошинской премии). Шорт-листер премии «Лицей» (2018). Живёт в Смоленске.

 

* * *

Далеко не всё, из того, что напечатано в наших книгах и журналах в столбик, можно назвать стихами. Строки Антона Азаренкова, на каком бы месте мы их ни открыли, не оставляют никаких сомнений: перед нами – поэзия.

Кому-то эти стихи понравятся, кому-то нет. Дело тут во многом: в приверженности читателя к традиционному классическому стихосложению, в недоверии его к чрезмерной смысловой нагруженности строк, наконец, возможно, в неискушенности читающего. Однако можно с уверенностью говорить о поэтической состоятельности автора, не ищущего лёгких путей, а бесстрашно идущего вглубь исследуемого им лирического события.

Очень важно, что стихи Азаренкова разнообразны по поэтической форме. Вот как начинается одно из его стихотворений:

 

«Энциклопедия детских страхов:

меня мама маленьким водила в секту.

Я до сих пор помню этот запах

дешёвой мебели. И все, кто

собирался в обычной двушке за чудесами

к вечеру обговорённой даты, –

это толстые женщины с заплаканными глазами

и какие-то бородатые»

 

Сложная, не очень привычная неискушённому уху ритмика. Неожиданная, не слишком явная рифма. Но ведь настоящие стихи. И эти особенности ничуть не противоречат жёсткому, хорошо известному в отечественной поэтике размеру другого стихотворения Азаренкова:

 

«Пришёл и, глядя слезоточаще,

достал чекушку.

Не спит весною, в сосновой чаще

частит кукушка.»

 

Короче говоря, русская стихотворная просодия вполне подвластна Антону Азаренкову во всех её проявлениях. Это уже немало в наше время всеобщей литературной расхлябанности и неумелости.

Однако этого одного было бы недостаточно для интереса интеллигентного читателя к его стихам. Главное в них, по-моему, - то, что автор, начиная стихи, не знает их конца. То есть, главная мысль стихотворения есть итог его поэтического размышления: перед нами всякий раз – сочинение, а не изложение заранее заданной мысли. Неумелый стихотворец часто похож на ученика начальной школы, который должен внятно изложить то, что ему прочёл учитель. Его работа так и будет называться – «изложение», в отличие от «сочинения», которое ему предстоит написать позже, когда он чему-то научится. Здесь же читатель может следить за развитием поэтической мысли синхронно с тем, как рождается она у поэта.

Я многого жду от Антона Азаренкова.

Юрий Ряшенцев

 


Где отмывали чернобыльцев


Две ягоды

 

1.

Отрок взобрался на дерево,

старую заповедную вишню,

на сто девяносто шестой странице

Псалтири Латтрелла;

забрался и не замечает

садовника, караулящего внизу

с неизбежной дубиной,

и нависающих сверху

острым чернильным дождём

готических литер,

но, сбросив ботинки и ошалев от радости,

набивает щёки, потом – карманы

сладкими-сладкими ягодами…

И ни одной шишки.

 

Истинно говорят:

восходят до небес

и нисходят до бездн,

душа их в злых таяше...

 

 

2.

Между левой стеной и правой,

прямо над теплотрассой,

выросла возле Центра медицинской радиологии

огромная белая черешня.

По местной легенде, кто-то

бросил косточку из окна –

с тех пор и тянется это вредное

«радиоактивное» дерево

выше первого этажа,

где празднуют выздоровленье,

выше второго,

где отмывали чернобыльцев,

выше третьего,

где не останавливается обычный лифт,

и четвёртого,

самого светлого – и пустого.

И лет, говорят, ей столько,

сколько и мне: много и вечно мало.

В солнечную погоду

ослепляет разлапистая черешня

пациентов изнанкой своих жестяных листьев,

так что некоторые тут не различают –

то ли кружится голова,

то ли дует с востока незлой и обильный ветер...

 

Жизнь – это бросок костей

с пятого этажа,

но счастье тому,

кто её попробует.

 

 

* * *

Энциклопедия детских страхов:

меня маленьким мама водила в секту.

Я до сих пор помню этот запах

дешёвой мебели. И все, кто

собирался в обычной двушке за чудесами

к вечеру обговорённой даты, –

это толстые женщины с заплаканными глазами

и какие-то бородатые.

 

Всё начиналось с магнитофонной проповеди,

и если мешал неугомонно кричащий

ребёнок, мне иногда давали попробовать

вина из старой церковной чаши.

И уводили в другую комнату.

Хозяйские дети очень любили,

когда большие и незнакомые

люди давали нам в руки библии.

 

Мы начинали и спотыкались

на каждом слове. В уютном шуме

за стенкой бубнили про апокалипсис

и долго шуршали шубами.

То ли от страха, то ли от гордости

она останавливалась на пролёте

и говорила: «Когда соберёшься в гости,

не рассказывай папе и той другой тёте»…

 

…Ночью душно даже с открытой форточкой.

Из-под курток в прихожей торчат не вешалки, а рога.

Часто-часто по сухой и шершавой жёрдочке

перебирает лапками попугай.

 

 

Спальный

 

НИКИТА, МЫ ТЕБЯ УБЬЁМ – краснеет надпись на подъезде.

То не в подпитии бабьё, то неизбежное возмездье.

То мене, текел, упарсин последней ночи вавилона

среди черёмух и россий горит в преддверьи перелома.

Никита, мы тебя убьём. Храпят усталые хрущобы,

и переваривать живьём горазды ихние утробы.

Из страшной огненной пещи на высоту наглядно солнца

его хотя бы утащи, угомони, когда проснётся.

 

 

* * *

                                    Паше Ковардакову

 

Коммуналку в каком-нибудь Заднепровье,

где унижен быт, высосанный из пальца,

и в зерцало пеняет само здоровье:

повеситься, чтобы выспаться.

 

Пир ночной перманентного Колхозона.

Постучится мент – никаких гарантий.

На коврах, обоях в разгар сезона

подрагивает орнамент.

 

Где любовь… Только что с любовью?

Проползают бабы, замызган Ясперс.

Ночью храп и скрежет зубовный,

перекур между сном и явью.

 

И орёт в просвет: «Ерихона б! Землетрясенья!» –

в стихаре одеял, и жестоко утро.

Вот и местные фарисеи

не веруют, ибо и так разруха.

 

 

Колыбельная русского кладбища

 

Ходил, качался в сосновой гуще,

ходил заросший.

Мерещились сумраки стерегущие…

О, гороухща!

На старом кладбище, у опушки,

лежит брательник,

и над евойной крышкой растёт-колышется

можжевельник.

 

Пришёл и, глядя слезоточаще,

достал чекушку.

Не спит весною, в сосновой чаще

частит кукушка.

«Ну, здравствуй, Сенечка», – говорит.

Присел, покушал.

«И мамка скоро уж», – говорит.

Шумит опушка.

 

Трещат стволы на опушке той,

трещат, качаясь.

Стоят кресты вдоль опушки той,

не кончаясь.

Ищи, свищи – всё большой страны

глухие дебри;

шевелит ветер сухой травы

пустые стебли.

 

Иди, гляди в горизонт. С трудом

иди, шатаясь

и в том сиянии голубом

р а с т в о р я я с ь.

 

 

* * *

Какой тёплый вечер, мурза вечеров!

И тысячей разных соков повисла тугая лоза его…

Сушёных едим осьминогов

мы вместе с отцом в придомовом саду

и пьём запотевшее пиво

(как будто предвидя, что в гости приду,

хорошего взял). Половина

восьмого, и он говорит,

жуя. Припозднившийся сводный

калитку скрипучую брат отворит,

холёный подросток Вова.

 

(Мы трое в беседке, в стемневшем саду,

в тревожном приёмном покое…)

 

Так: станет чужое родным, когда

в тяжёлом небесном разводе

прольётся по всем нам одна звезда.

– Саша, Антоша, Володя…

 

 

* * *

Пейзаж по-прежнему спокоен и ленив.

Плетутся дворники, сплошь беженцы с Донбасса,

в костры свои последние подбрасывать

просроченный новокаин.

 

День-призрак: сон не сон, феназепам.

Звонят Покров. Прилипли мухи к стёклам –

четыре ноты на стекле: до-ре-ми-фа

на фоне сна. Зудёж кровоподтёка.

 

Запомнил всё, проникся, наглотался.

Спасибо, что остался.

 

 

Скольжение

 

И кто нас в итоге поймёт и полечит?

Ни строгие музы в струящихся платьях,

ни музы попроще.

 

О, не кружевницы, что тише воды,

а наливнимцы случайной браги

брожения ночи.

 

И даже не эти. Такие есть раны,

такие дыры… –

 

что льётся из крана, из полного рога

и падает в жадном водовороте,

в вакуумном чавке.

 

И мы почему-то туда утекаем,

где нас, почемучек, – простят ли, утешат?

И крикнет надсадно в тоннель на прощанье

 

смущённая уточка.

 

 

* * *

Лунная ночь в квартирке:

холодная тень треноги,

картинки на всех булавках,

столбики на страницах…

 

Зрение меньше веры.

Луч из слегка приоткрытой двери

становится толщиною с волос

с головы отвернувшейся Ариадны,

в золотой поясок Мадонны.

 

Нет, ничего не видел –

за глаза хватило намёка

(разводы на зеркалах и стёклах,

свет на щеке у Ани).

Хорошо, из меня поэта

серьёзного не получилось.

Всё, что ни делается – всё к лучшему,

как говорят христиане.

 

 

* * *

и гречишный мёд с райскими яблоками – зачни

яхонтовый, почти любимый – и слава Богу

надоест одеяло сминать ночами, ногами

а он пригубит, он приголубит

 

что за бесплодное вычитание человека из образа

вычитывание человека из книг и титров

будто ходит по свету пустой и оборванный силуэт

в нимбе из букв и титл

хитрая каллиграмма

 

отмой от мира того, обмой

в ответ обнимающего обойми

а то сама не своя и рука на чашке

не своя, и слова-тройняшки от лукавого

даришь как волосы распуская (в скобках

преумножая скорбь)

 

 

* * *

Неслышно ковыляет человек.

Вокруг, колыша ветхий борщевик,

клубится снег. Ложатся покрова

на кровли, трубы, бани и хлева

(дрова, сараи, тряпки, конуры

и прочее скупое иудейство).

В прихожей собирается семейство.

Шипят говоруны.

 

Где мыкается бедная дочка́?

Чем угощать священника, дьячка

и певчиих? Аль выгнали Дружка

и Муську из гостиной? Мужичка

позвали, Сашку с Костырей? Скажи

яму, шоб подсобил. А свечки?

На кухне вчетверо по луковой дощечке

быстрей стучат ножи.

 

Сижу на лишней табуретке, разделив

сестру и мать – как дикобраз

какой-то – молчаливо: здесь табу

на разговоры. Лезет снег в избу

постылой панорамой, но белей

рассохшаяся краска крестовины

и на трюмо спадающие криво

лавины простыней.

 

Там пятна растекаются гвоздик.

Мы обступаем, будто борщевик.

Клубится ладан, сходятся лучи –

семь лезвий – в сердце. Мати, умягчи!

И полностью пропитанный покров

на зеркале. Стоим, не замечая:

спелёнатую куколку качая,

Кто высится, поправ.

Корзина0 позиций